Большой Зеленчук - Теберда - Кубань - 2007

Справочные сведения о походе

Район путешествия: Западный Кавказ
Вид туризма: водный
Категория сложности: четвёртая
Количество участников: десять
Руководитель: Плотников Денис Владимирович
Нитка маршрута: гор. Москва – гор. Невинномысск – пос. Архыз – р. Большой Зеленчук (сплав): пор. 1-й, 2-й Взрывные – пор. Пушка – пор. 3-й, 4-й Взрывные – пор. Косой – балка Богословская – пос. Теберда – р. Теберда (сплав): пор. Гай-порог – гор. Карачаевск – пос. Эльбрусский – р. Кубань (сплав): пор. Зигзаг – к-н Аманхит – пор. 1-й, 2-й Каменномостские – гор. Карачаевск – гор. Невинномысск – гор. Москва
Протяжённость маршрута, без учёта повторно пройденного пути: 141км
из них:                                              сплав по р. Большой Зеленчук:  23 км
                                                                           сплав по р. Теберда:  50 км
                                                                             сплав по р. Кубань:  68 км
Средства сплава: 2 четырёхместных катамарана, 1 двухместный катамаран
Уровень воды: низкий (1-ый день), выше среднего
Сроки активной части похода: 30 апреля - 7 мая 2005 года
Продолжительность активной части похода: 8 дней
Шифр МКК: 177-11-34440000
Маршрутная книжка: 11/4 - 301


Состав группы

Ф.И.О.Год рожденияОбязанности в группеТуристская подготовка
1Вакулюк Василий Владимирович1972 р. Б. Зеленчук - Аксаут 3(4)У
р. Ч. Черемош 3У
2Горохов Алексей Михайлович1977Снаряженецр. Б. Зеленчук - Аксаут 3(4)У
 
3Зибров Илья Анатольевич1977Видеооператорр. Ч. Черемош 3У
 
4Кириллов Виктор Иванович1953Реммастерр. Б. Зеленчук - Аксаут 3(4)У
р. Ч. Черемош 3У
5Кочегарова Елена Анатольевна1986 р. Жом-Болок - Ока 4У
р. Урик 3У
6Малинина Елена Александровна1985 р. Умба 3У
р. Льняная 2У
7Мицковец Сергей Викторович1971Фотографр. Б. Зеленчук - Аксаут 3(4)У
 
8Пескина Марина Юрьевна1985Медикр. Жом-Болок - Ока 4У
р. Прут 3У
9Плотников Денис Владимирович1978Руководительр. Кекемерен - М.Нарын 6У
р. Б. Зеленчук - Аксаут 3(4)Р
10Хорошилов Анатолий Иванович1948 р. Березайка - Мста 2У
 

Распределение участников по судам и экипажам
Катамаран 4-1(К1): уч. 3,6,8,9
Катамаран 4-2(К2): уч. 1,4,7,10
Катамаран 2-1(К3): уч. 2,5
Капитаны судов: участники 8,7,5


Подъезд и отъезд с маршрута

     Подъезд к началу маршрута.
     На поезде №062 Москва Казанская – Нальчик приехали на станцию Невинномысская 30 апреля в 0:30. Стоянка поезда – 33 минуты. Еще в Москве договорились с фирмой «Невинномысск Вояж» (Лена, 8-8655-45-51-61 (раб.), 8-928-310-44-94 (моб.)) о машине, которая будет сопровождать нас на протяжении всего похода. Шофер встретил нас у вагона, и мы загрузились в микроавтобус «Fiat» с прицепом (для перевозки катамаранов). До посёлка Архыз идёт асфальтированная дорога, затем грунтовая дорога среднего качества, проехав по которой около 1 км, встали на ночёвку в 4:30 на поляне справа от дороги. Дорога в этом месте начинает уходить от реки.
     Отъезд с маршрута.
     Ночевали в 20 км выше города Карачаевск на поляне справа от дороги перед каньоном Аманхит. В 12:30 выехали в Карачаевск, посмотрели прохождение порога 2-й Каменномостский соседней группой и в 14:00 поехали в Невинномысск. В пути были оштрафованы на 1000 р. за, якобы, не остановку на посту ДПС. В Невинномысск приехали в 17:00, оставили вещи в машине и отправились гулять в город. Поезд № 033 Владикавказ – Москва прибывает в Невинномысск в 23:54, стоянка поезда 10 минут. Проблем с погрузкой катамаранов в поезд не возникло.


Техническое описание маршрута

30 апреля: Стапель

     Стапель. Ночью и утром шел дождь со снегом, постепенно прекратившийся к обеду. Уровень воды в реке низкий.

1 мая: р. Бол. Зеленчук

     Погода ясная, дождя нет. Уровень воды в реке постепенно поднимается. Выплываем в 13:00. В русле много обливных и полуобливных камней, течение быстрое. До 1-го Взрывного порога идём походной колонной, несколько промежуточных чалок – размять ноги. В 1-ом Взрывном, перед плитой в центре русла, с правого берега упала большая ёлка, оставляющая проход у левого берега шириной метра 3. Камень на входе в порог обходили слева, после дерева смещались в центр и далее по валам к правому берегу. Через 500 метров начинается 2-ой Взрывной порог. Просмотр по дороге левого берега, чалка на галечную отмель перед порогом. Проход под правым берегом. Первый катамаран (К-1) засел на небольшом камне в начале порога, в результате чего большой тройной камень пришлось обходить слева, с дальнейшим выходом на основную траекторию движения. Страховка спасконцами на выходе из порога и с воды (для К-3, К-2) после порога. Через 1,5 км порог Пушка. Просмотр входной ступени с дороги по левому берегу, выходной ступени – с поляны левого берега у окончания порога. Страховка спасконцами и с воды силами соседней группы. Заход в порог у правого берега, после двух мощных входных сливов в центре – опять уход вправо. Валы и бочки в средней ступени не мощные, но много обливных и полуобливных камней. Выходная ступень проходится левой протокой, слалом между камней в правой её части. Двойка прошла чисто, четверки заседали на камнях в средней ступени, в результате чего было совершено несколько разворотов телемарком, в том числе и в выходной ступени. Далее 10 минут сплава до 3-го Взрывного порога. Порог на правом повороте реки, слева – крупная галечная отмель. Вход в порог вдоль левого берега, со смещением в центр, лавирование среди крупных камней. Сразу за порогом два упавших дерева – с левого берега, а в 5 метрах за ним – с правого. Проходили вплотную (под) первым деревом, с уходом влево от второго. Но всё равно К-2 и К-3 были прижаты потоком к дереву. К-2 выбрался самостоятельно, К-3 выдернули спасконцом с левого берега. Ещё через 10 минут сплава – ориентиры 4-го Взрывного порога – слив между двумя большими камнями с мощными валами за ним и деревянный мост через Зеленчук. Сам порог начинается на правом повороте реки с прижима к левому берегу. Далее идёт россыпь мелких и средних камней, более полноводная в правой части. Заканчивается порог сливом с мощной бочкой за ним. Проходили походной колонной по центру. Через 15 минут сплава – порог Косой. Чалка для просмотра и страховки на отмель левого берега перед резким правым поворотом реки. Ориентиры порога – высокие берега, левый – лесистый, правый – скальный. Порог начинается на левом повороте реки. Перед порогом россыпь мелких камней по центру реки, проход слева очень узкий и мелкий. В самом пороге большой камень посередине русла, на который наваливает основная масса воды. Слева от камня чистый проход, с последующим смещением в центр, но для попадания налево требуется своевременный манёвр. Обойти камень справа проще, но там находятся 3 полуобливных камня, за ними еще один, и в низкую воду проход между ними вызывает затруднения. За основным камнем – 2 обливных камня и мощная бочка посередине реки на выходе. Страховка спасконцами с левого берега на уровне выходной бочки и с воды после порога. Заходили в порог по правому берегу, сразу после мелких камней с резким уходом под левый берег. В результате К-1 и К-3 успели уйти под левый берег, развернувшись телемарком проходили слева от камня, и смещаясь в центр пробивали выходную бочку. К-2 зашёл в порог слишком справа, в результате чего был навален на большой камень. Экипаж своевременно выбрался на камень, а затем, с помощью спасконцов был переправлен на левый берег вместе с катамараном. После порога ещё 15 минут спокойного сплава до большой поляны на левом берегу перед балкой Богословская.

2 мая: р. Бол. Зеленчук, переезд на р. Теберда

     Всю ночь и утро идёт дождь, уровень воды в реке существенно повысился. В результате на повторное прохождение Зеленчука отправляется только К-3 с участниками №№ 8 и 9. Решено проходить всё без просмотра, выставив страховку с берега в конце 2-го Взрывного, Пушки и на Косом. Приезжаем в Архыз – дождь ещё сильнее, уровень воды на 30-40 см выше вчерашнего. Группа поддержки уезжает на машине для страховки, выходим в 11:00. Камней в русле значительно меньше, но валы и бочки стали более существенными. 1-й и 2-й Взрывные по основной струе, объезжая бочку в 1-ом Взрывном. В Пушке чисто проходим 2 входных слива, валы в средней ступени порога достигают 1,5 метров, часть сливов проходим полулагом. Некоторые бочки придерживают катамаран. В выходной ступени чистый проход в правой части левой протоки, но требуются усилия по удержанию катамарана на струе. В результате выходной слив проходим кормой вперёд. На прохождение от Архыза до окончания Пушки ушло 50 минут. Далее прохождение 3-го Взрызного порога по основной струе (валы и бочки мощнее, чем в предыдущий день), первое дерево в конце порога смыло водой, так что выход из порога значительно упростился. В 4-ом Взрывном пороге прижим к левому берегу усилился, в результате чего заход в порог произошёл ближе к левому берегу и катамаран застрял на камнях в средней части порога, долго, но успешно снялся с них, и выходил на основную струю практически у выходного слива. От окончания порога Пушка до чалки перед порогом Косой 30 минут ходового времени. Просмотрев порог в большую воду, было принято решение проходить весь порог вдоль самого левого берега, что и было успешно реализовано. Лишь выходная бочка немного закусила катамаран. Далее спокойный сплав до лагеря, сбор вещей и переезд на Теберду. От запланированного изначально Аксаута было принято решение отказаться, ввиду невысокого уровня воды накануне и слабой проходимости нашей машины. При выезде из Карачаевска просмотрели Гай-порог, а затем долго искали поляну для стапеля в посёлке Теберда. В результате искомая поляна нашлась не перед посёлком, а за посёлком на правом берегу реки. То есть надо проехать сквозь посёлок, сразу за мостом через реку повернуть налево, и далее по грунтовой дороге налево – к реке.

3 мая: Днёвка

     Ночью и утром идёт снег, выпадает сантиметров 15. Солнца нет, поэтому решаем устроить днёвку. К 12:00 появляется солнце, снег начинает постепенно таять. Но вскоре следует очередное ухудшение погоды, сильный дождь с зарядами града. Окончательное улучшение погоды происходит после 16:00, уровень воды в реке постепенно повышается.

4 мая: р. Теберда, переезд на р. Кубань

     Ночь была холодная, с утра катамараны покрыты инеем. Теберда на всём своём протяжении до Карачаевска неширокая быстрая речка с галечными перекатами. В местах сужения скорость течения возрастает, появляются крупные камни, образуются валы. Основной задачей является выбор оптимальной траектории движения, чтобы избежать мелей. После поселка Новая Теберда встретилось несколько деревьев, упавших в реку – требовался обнос. Порог Гай-порог, находящийся непосредственно перед городом Карачаевск, просмотрели при заезде на реку, поэтому проходили сходу. Прохождение по основной струе, слалом между крупными обливными и полуобливными камнями. Большой камень на выходе К-1 и К-2 прошли справа, К-3 – слева. Антистапель на правом Бергу реки перед железобетонным мостом, где нас уже дожидается машина. Грязное время, затраченное на прохождение Теберды (с учетом остановок-разминок и перекуса) – 4,5 часа. Заезжаем на Кубань в 1км выше моста, ведущего на рудник и в 1 км ниже поселка Эльбрусский.

5 мая: р. Кубань (до к-на Аманхит)

     Утром ясная погода, жарко. Уровень воды в реке выше среднего и продолжает повышаться. Вышли поздно, в 14:30. До Даутской шиверы – 1,5 часа ходового времени, основные препятствия – галечные перекаты, полноводные сливы в местах сужения. В районе рудника в реке бетонные плиты с прутьями арматуры – следует держаться середины русла. Ориентиром начала Даутской шиверы служит красный железный мост через Кубань. Заход в первую ступень под левым берегом, после моста смещение в центр и к правому берегу. Проходили походной колонной со страховкой с воды. Вторая ступень, при большой воде, превратилась в полноводную шиверу с валами более 1 метра. Далее, до начала каньона Аманхит, 1 час ходового времени, река успокаивается, можно выделить лишь порог Зигзаг (2-й Взрывной), расположенный на левом повороте реки. Ориентиром начала каньона Аманхит является большая поляна на правом берегу, дорога уходит вверх. На этой поляне остановились на ночёвку.

6 мая: р. Кубань (от к-на Аманхит)

     Утром ясная погода, жарко. Вода в реке поднялась ещё сантиметров на 15 и приобрела ещё более коричневатый оттенок. Просмотр каньона Аманхит сверху с дороги, прохождение походной колонной со страховкой с воды, с чалками между ступенями. Сложность каньона постепенно нарастает от простой первой ступени с проходом по центру и парой-тройкой крупных камней до интенсивного слалома между большими камнями в третьей ступени. Далее до порога 1-й Каменномостский Кубань течёт в широком русле, нередки галечные перекаты, а также полноводные шиверы с валами. Можно выделить слив с перепадом высоты до 1,5 метров на правом повороте реки в начале поселка Верхнекаменномостский. От окончания каньона Аманхит до порога 1-й Каменномостский около 1 часа ходового времени. Чалка перед порог на левый берег, сверху огороды местных жителей, впереди сужение реки с заметным падением воды, справа – высокий берег с домами. Порог представляет собой сужение реки, зажатое скальными стенками, с общим перепадом до 4 метров. За порогом обширное улово, удобное для страховки с воды. Страховку спасконцами удобно осуществлять с левого берега, сразу за ключевым местом порога. На входе в порог стоит полуобливной камень, проход справа более широкий (до 6 метров), но далее находиться мощная бочка, а за ней – прижим к скалам правого берега. Проход слева уже (до 4 метров), сразу за входным камнем следует уходить в центр, чтобы избежать навала на обливной камень у левого берега. Четвёрки проходили слева от камня, двойка – справа. Через 5 минут сплава – порог 2-й Каменномостский (Жёлоб), зачалиться для просмотра можно на галечную отмель правого берега, либо чуть дальше, к дороге на левом берегу. Ориентир порога – железобетонный мост через Кубань. Порог – резкое скальное сужение, шириной 3,5-8 метров, длинной 200-300 метров, с общим перепадом высот более 6 метров. На входе в порог мощная бочка, выкидывающая катамараны на камни правого берега. Далее валы до 1,5 метров, после полуобливных камней у левого берега – слив высотой до 2 метров, с можной бочкой за ним и камнем от правого берега на половину реки, в который и устремляется вся вода. Требуется резкий манёвр влево. Далее, несмотря на сужение до 3,5 метров, течение успокаивается, река проходит под мостом и образует обширное улово, удобное для страховки с воды. Сразу за уловом – неприятный перекат, следует быть внимательными. К-1 прошёл порог успешно, придерживаясь левой стороны, вовремя отработав в ключевом сливе. К-2 весь порог держался правого берега, в результате чего врезался носами в камень за сливом. К-3 во входной бочке отбросило сильно вправо на камни, в результате чего пришлось повторить попытку. Во второй заход, пройдя почти весь порог под левым берегом, К-3 не успел отработать в ключевом сливе и так же уткнулся носами в камень. Сразу за порогом зачалились на левый берег, разобрали катамараны и поехали в лагерь перед каньоном Амнхит.
Hosted by uCoz